ВОЗМОЖНО ЛИ использование 3Д принтера для изготовления деталей объективов?

Всего 82 сообщ. | Показаны 41 - 60
Re[Edmus]:
от: Edmus
лучше сделать резьбу 3/8'' и вкрутить туда металлический адаптер на 1/4''

Для более серьёзных нагрузок (в другом изделии) при частых разборках, я вставил штативную гайку 1|4" от сломанного "зенита". Она в пластиковом корпусе держится намного надёжнее, чем резьбовая футорка 3/8"-1/4"
Re[Liukk]:
Переделка приставки Турист -ФЛ под байонет пентакс. Аналогично можно переделать и под любой другой байонет, ибо байонет всё равно покупной.

Наткнулся у себя в шкафу на окулярную насадку "Турист ФЛ", которую купил давным-давно и забыл про неё. Она предназначена для превращения объектива М42х1 в подзорную трубу. Свои объективы М42 я давно перевёл на байонет К. Пользоваться насадкой стало неудобно. Вот и захотелось переделать насадку на байонет К. Две недели проектировал и подбирал начало захода витков резьбы, длину корпуса и конструкцию "открывателя диафрагмы" для объективов без кольца диафрагмы. Ибо хотелось сделать так, чтобы можно было бы управлять диафрагмой, и чтобы на зум объективах была парфокальность. Кстати в изначальном варианте такая возможность отсутствовала! В родной детали не хватало длины порядка 2,5 мм.
В итоге - сделал. Парфокальность более-менее есть, чем очень доволен, ибо можно наводиться на нужную область при малом увеличении и потом подбирать увеличение по желанию. В качестве байонетного кольца использовал кольцо от китайских механических удлинительных колец за 500 руб (благо эти кольца (мамы) у меня остались - ответные части (папы) были использованы для изготовления корпусов объективов).


цифрами обозначено:
1 - старый корпус с резьбой М 42х1
2 - новый корпус, напечатанный на 3D принтере
3 - байонетная часть (мама) взята от китайских удлинительных колец для Пентакса
4 - толкатель (поворотник) диафрагмы.
4а - рукоятка привода диафрагмы. Стойка М3 от печатных плат, просто под руками оказалась.
5 - фиксатор объектива (принадлежность байонетного кольца китайских удлинительных колец для Пентакса)
Работает система так: объектив присоединяется к насадке обычным способом и открывается диафрагма поворотом рукоятки 4а. Далее рукоятка ввинчивается до упора (стопорится) - диафрагма открыта. Пошёл на это сознательно ибо боялся сломать рычаг управления диафрагмой объектива, так как счёт шёл на доли мм, а байонетное кольцо крепится по резьбе и гарантировать точное положение при завинчивании этого кольца в корпус нереально. Потом, после отладки механизма, заменил эту рукоятку обычным винтом М3, который уже завернул неподвижно.

А вот весь комплект - телескоп: ЗМ-5СА с хомутом, насадкой Турист ФЛ и коллиматорным прицелом (рэд дот) от пневматической винтовки на штативе. Прицел выполняет функцию искателя телескопа. Комплект даёт прямое изображение.

В такой телескоп довольно удобно Луну рассматривать. Увеличение порядка 55 крат. Вместо ЗМ-5СА можно установить любой другой объектив - получится мощная подзорная труба.
Re[Liukk]:
Решил сделать себе кольцевой светильник для макросъёмки. Купил китайскую кольцевую лампу с питанием от USB. Так как лампа достаточно большая (наружный диаметр 161 мм, внутр - 105 мм и толщина 15 мм), то крепить на фильтровую резьбу объектива не рискнул. Сделал штативную площадку к своему штативу slik, а в ней дополнительно ещё и штативное гнездо в рукоятке 1/4" . Она снизу в виде восьмигранника.
Кольцевая лампа соединяется с рукояткой штангой в виде квадрата со снятой фаской (компоновка продиктовала так - не хотелось шибко сильно габариты раздувать)
https://disk.yandex.ru/d/2kBJcud1uAqDzQ
Всё двигается достаточно плотно, типа по скользящей посадке. Поэтому стопорный винт для фиксации штанги в корпусе так и на поставил - и без него держится прекрасно.
Размеры низа камеры (а там ну очень сложный контур) смоделировал достаточно просто - отсканировал, а потом обвёл в программе SolidWorks (просто в ней работаю.
Что-то я не понял как здесь картинки из яндекс-диска вставить, поэтому просто ссылку на альбом привёл.
Re[VAGUS]:
Нашел формулы для расчета хода фокусера.
Потом потерял.
Снова нашел: https://nukemall.livejournal.com/68920.html (респект автору!)

Пусть оно еще и здесь будет, мало ли.


У объективов с фокусировкой перемещением всего линзоблока фокусное расстояние при уменьшении дистанции фокусировки увеличивается(то, что написано на оправе - это значение для фокусировки на "бесконечности").

Формула такая:

nF=D/2-sqrt(D * D / 4 - F * D)

Где:
F - фокусное расстояние при фокусировке на бесконечности
D - дистанция фокусировки
nF - действующее фокусное расстояние

Соответственно перемещение(dF) линзоблока при фокусировке на дистанции D

dF=nF - F

Например при фокусировке объектива 200/3.5 на дистанцию 3 метра

3000/2-sqrt(3000*3000/4-200*3000) = 215.4767

215.4767-200 = 15.4767

фокусное расстояние увеличится до 215.4767мм, а линзоблок соответственно выдвинется на 15.4767мм

При изменении фокусного расстояния изменяется и относительное отверстие - оно же относительно фокусного расстояния всё-таки. Для определения действующего относительного отверстия надо знаменатель умножить на nF/F.

3.5*215.4767/200 = 3.77

То есть объектив имеющий фокусное расстояние ровно 200мм и относительное отверстие f/3.5 при фокусировке на дистанцию 3 метра превращается в объектив с фокусным расстоянием 215мм и относительным отверстием f/3.8

А у объективов с внутренней фокусировкой фокусное расстояние уменьшается, причём если задняя линза неподвижна - ровно настолько же, насколько в предыдущем случае увеличивается, так что мой Vivitar AF 200/3.5 при фокусировке на 3м становится 185/3.2.

До кучи ещё немного математики

Вычисление масштаба макросъемки:

m=(D-nF)/nF

Например (3000-215.4767)/215.4767 = 12.92

То есть при фокусировке объектива 200/3.5 на дистанции 3 метра масштаб будет 1:12.92

Как измерить фокусное расстояние (только для объективов с фокусировкой перемещением всего линзоблока).

Рисуем на листе бумаги линию вдоль длинной стороны, отмечаем отрезок в десять раз больше ширины кадра(например для Sony NEX это 23.4см), вешаем горизонтально на стенку, ставим камеру так, чтобы ось объектива была перпендикулярна плоскости листа и отрезок занимал весь кадр, фокусируем(может потребоваться несколько раз двигать камеру дальше-ближе), измеряем длину объектива, ставим фокусировку на "бесконечность", снова измеряем, разницу умножаем на 10. Полученное число будет равно фокусному расстоянию при фокусировке на бесконечности т.к для получения масштаба 1:10 надо увеличить фокусное расстояние на 0.1.
Подробнее

Re[Ivan Labuda]:
Мой мнение, что автор что-то там перепутал. Ну не может физически фокусное расстояние фикс объектива зависеть от дистанции, на которую он сфокусирован. Объектив же не знает, на какое расстояние его фокусируют в момент замеров. Тогда теоретически может получиться ситуация, когда объектив будет сфокусирован сразу на несколько разноудалённых объектов (вне зоны ГРИП). Это у малого отверстия (камера обскура) фокусного расстояния нет - там другие расчёты.
У меня есть книга "киносъёмочная аппаратура", там приведена формула расчёта шкалы расстояний на оправе объектива.

https://www.penta-club.ru/forum/topic/162008-расчёт-шкалы-расстояний-объектива/page__hl__киносъемочная+аппаратура__fromsearch__1


Re[Liukk]:
В этих формулах F - реальное фокусное.
а nF - реальное фокусное ПЛЮС величина выдвижения.

Я пользовался формулой при проектировании того фокусера.
Результаты совпали.

UPD: и, кста, если ВНИМАТЕЛЬНО посмотреть в вашем учебнике на формулу после слов "решение этого уравнения" - видно, что это та же формула, но слегка упрощенная.
Re[Ivan Labuda]:
Вообще-то я протестовал против следующей формулировки
"У объективов с фокусировкой перемещением всего линзоблока фокусное расстояние при уменьшении дистанции фокусировки увеличивается" Выражение НЕПРАВИЛЬНОЕ, поэтому я даже не вникал в формулу.
Фокусное расстояние у фиксов может изменять только в случае "плавающей" фокусировки - когда у объектива изменяется расстояние между линзами при фокусировке. основной линзоблок при этом может быть как неподвижным, так и перемещаться. Раньше было много объективов фокусирующихся с помощью перемещения передней линзы. Сейчас подобная схема применяется в основном у высококлассных объективов или у макрообъективов (макро tamron 90/2.8 например)

P.S. Я как то больше доверяю учебнику для кино-вузов, издательства "Машиностроение", чем статье в интернете.
Re[Liukk]:
от:Liukk

Вообще-то я протестовал против следующей формулировки
"У объективов с фокусировкой перемещением всего линзоблока фокусное расстояние при уменьшении дистанции фокусировки увеличивается"
Подробнее

Ладно.
Формулировка неточная, согласен.
Вот формула верна - и это хорошо!

За сканы спасибо :D

UPD: а вот если позанудствовать...
фокусное расстояние, указанное на объективе - это расстояние от оптического центра до плоскости сенсора, на котором ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ лучи, входящие в объектив, сходятся в точку на сенсоре. Т.е. при фокусировке "на бесконечность".
Логично предположить, что если входящие лучи не параллельны (расходятся) - а именно это происходит при приближении объекта - то и их фокус "в точку" будет на бОльшем расстоянии от объектива до сенсора, чем для параллельных.
Re[Ivan Labuda]:
от:Ivan Labuda

UPD: а вот если позанудствовать...
фокусное расстояние, указанное на объективе - это расстояние от оптического центра до плоскости сенсора, на котором ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ лучи, входящие в объектив, сходятся в точку на сенсоре. Т.е. при фокусировке "на бесконечность".
Логично предположить, что если входящие лучи не параллельны (расходятся) - а именно это происходит при приближении объекта - то и их фокус "в точку" будет на бОльшем расстоянии от объектива до сенсора, чем для параллельных.
Подробнее

Не смешивайте понятия фокуса (точка на оптической оси), "фокусировка" и "фокусные расстояния". Главных фокусов два - передний и задний и они обозначены буквами F и F' на схеме.

Re[Liukk]:
Договорились ))

Можно пояснений?
Что за величина обозначается в формуле (42) как f' ?
F' - понятно, а вот строчной буквой - что за обозначение?

UPD: Нашел.
Re[Ivan Labuda]:
Продолжим выкладывать интересности для самодельщика?
В журнале Foto@Video №4 за 2004 год была опубликована статья Ерина про объектив перископ.
https://www.penta-club.ru/forum/topic/18946-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%ba%d0%bb%d0%b8-%d0%b0%d1%85%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8b-%d0%b8-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%87%d0%b0%d1%8f-%d1%8d%d0%ba%d0%b7%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0/page__view__findpost__p__2321413
Re[Liukk]:

от:Liukk
Я опасаюсь не усадки, а неравномерности шага по высоте. С усадкой у меня проблем нет, хотя и печатаю исключительно ABS.
Если ось цилиндра перпендикулярна столику, то неравномерность подачи по высоте не влияет на диаметр. А вот при горизонтальной и наклонной оси это влияние будет достаточно велико. У меня принтер весьма точный (Ultimaker 2+) и то это весьма чувствуется.
Подробнее

С этим типом пластика можно изделие сделать вообще без шероховатости. Нужно деталь поместить в "ацетоновую баню".
Налить ацетона в крышечку, деталь положить рядом (не помню время, я coPET печатаю), помоему на пару часов в какую-то закрытую ёмкость (даже хоть под стеклянную банку, если небольшие детали), и все поверхности идеально гладкие становятся. Как заводские.
Re[Photo_lav]:
от: Photo_lav

С этим типом пластика можно изделие сделать вообще без шероховатости. Нужно деталь поместить в "ацетоновую баню".

А как при этом с мелкими деталями, вроде резьбы? И насколько изменяются размеры?
Re[Ivan Labuda]:
от: Ivan Labuda
А как при этом с мелкими деталями, вроде резьбы? И насколько изменяются размеры?

Да вроде там совсем не критично - только поверхность разглаживается (ну может на 0,01-0,05 отклонится, максимум) - главное не передержать. Точность на всех этих принтерах хорошая. Надо проверять с каждой бухтой ABS, т.к. иногда даже само качество пластика разное (на глаз, как говорится - заглянул, глянец появился, вытащил).
(я с coPET делаю иногда, а на нём ацетон-баня - не работает. ).
Re[Photo_lav]:
от: Photo_lav
С этим типом пластика можно изделие сделать вообще без шероховатости. Нужно деталь поместить в "ацетоновую баню".

Шероховатость не всегда зло. В частности канавки шероховатости задерживают смазку (например в геликоиде). Глянцевая поверхность хороша для поделок, но не для фотодеталей - бликует. Что потом весь этот глянец сошкуривать?
И ещё. Есть у меня большие сомнения, что после ацетоновой бани не поплывут под действием силы тяжести нависающие элементы, типа профиля резьбы. И если в художественных поделках это не критично, то в технических изделиях это может оказаться чревато. А мелкие резьбы с шагом типа 0,5 мм могут и вообще исчезнуть
Re[Liukk]:
от: Liukk

Что потом весь этот глянец сошкуривать?

Печатал черным АБС бленду. Внутренняя поверхность без доп.обработки бликовала со страшной силой. Пришлось шкурить...

Ну и чтоб два раза не вставать: для производства приобрели SLA-принтеры. Точность печати - порядка 10 микрон.

Но с т.з. изготовления фотодеталей есть два минуса:
все смолы для печати (даже черные) пропускают свет;
по сравнению с АБС получается хрупковато, даже с самой "упругой" смолой.
Re[Ivan Labuda]:
от: Ivan Labuda
Печатал черным АБС бленду. Внутренняя поверхность без доп.обработки бликовала со страшной силой. Пришлось шкурить...

А представляете как будет бликовать глянцевая поверхность после ацетоновой бани?
Мне однажды посоветовали от бликов окрасить поверхность краской Revell Matt 8. Покупал в Леонардо. Покрасил в нескольких объективах края линз и внутренние поверхности втулок (которые хотя и были крашены/анодированы на заводе в чёрный цвет, но сильно бликовали). Очень понравилось. Паразитные переотражения внутри объектива практически исчезли.
Re[Liukk]:
от: Liukk

от бликов окрасить поверхность краской Revell Matt 8.

Для пластика и металла использую черный акриловый грунт KUDO (в аэрозольном баллоне).
На линзах чернение пока делать не приходилось.
Re[Ivan Labuda]:
При проектировании бленды для 3D печати желательно сделать ступеньки (диафрагмы) на внутренней поверхности, это снизит паразитную засветку за счёт геометрии, а потом ещё и покрасить чёрной матовой краской. Расчёт бленд есть в справочнике п/р Кругер , Панов "Справочник конструктора оптико-механических приборов".
Re[Liukk]:
от:Liukk

от:Ivan Labuda
Для пластика и металла использую черный акриловый грунт KUDO (в аэрозольном баллоне).
На линзах чернение пока делать не приходилось.
Подробнее

А представляете как будет бликовать глянцевая поверхность после ацетоновой бани?
Мне однажды посоветовали от бликов окрасить поверхность краской Revell Matt 8. Покупал в Леонардо. Покрасил в нескольких объективах края линз и внутренние поверхности втулок (которые хотя и были крашены/анодированы на заводе в чёрный цвет, но сильно бликовали). Очень понравилось. Паразитные переотражения внутри объектива практически исчезли.
Подробнее


Всё равно внутренние поверхности антибликовым грунтом вскрываете, так сделайте сначала глянец (товарный вид), а потом вскройте грунтом только внутреннюю часть.

Возни конечно больше, зато эргономика будет на высоте.

(пары не растворяют всё насквозь, только самый верх поверхности - толщиной с десяток молекул).
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта